Останцовый скальный памятник «Хээр-Шошого» («Дракон»)

Останцовый скальный памятник «Хээр-Шошого» («Дракон»)
Рейтинг: 4.8 - 4 гол.

Хээр-Шошого — природный памятник, который находится в 24 км от улуса Барагхан в местности Шинэгальжин, что расположена в предгорьях Икатского хребта, на высоком берегу высохшей реки Бургали. Объект представляет собой останец, напоминающий древнеегипетского сфинкса или дракона. Северо-восточный склон останца пологий, остальные – крутые ступенчатообразные.
Останцовый скальный памятник «Хээр-Шошого» Курумканский район

Священная скала Хээр-Шошого

Издавна для жителей Баргузинской долины скала Хээр-Шошого служила священным местом, где устраивались молебны с обильными угощениями в дар богам. Эта скала по форме напоминала древнеегипетского сфинкса, а если посмотреть на нее с Запада, то была похожа на огромного окаменевшего ящера, поднявшегося на передних лапах с приподнятой головой, обращенного на юг.

Люди с древнейших времен смотрели с удивлением, и может, быть со страхом на это диковинное чудо и оно стало почитаемым ими. Проезжая мимо, путники останавливались у Хээр-Шошого, смотрели, удивлялись, а затем преподносили монеты, кусочки ткани «сэмэлгэ», яства.

На восточной стороне этой скалы на самом низу найден пока единственный в Курумканском районе петроглиф конца неолита – бронзы, выполненный красной охрой. Культ священного камня Хээр-Шошого занимает особое место в шаманской религиозной системе баргузинских бурят. Местные жители считают его одним из древних объектов поклонения, почитавшимся разными народами, населявшими Баргузинскую долину.

Место с богатой историей

Вся Куйтунская степь и в частности местность Шэнэгальжин, где находится священный камень, была территорией, где, начиная со средневековья, сменяли друг друга разные группы кочевников: хорчин-монголы, баргуты, эвенки, буряты. На этой же стороне скалы растет одинокий куст черемухи, повязанный и перевязанный разноцветными лоскутками тканей – «сэмэлгэ». У основания черемухи находится жертвенный ящичек, куда опускают монеты, спички, сигареты.

У подножия скалы, с южной стороны, на большой каменной площадке имеются следы огромного кострища, на котором сжигались мясо жертвенных баранов, другие угощения, которые приносились в дар богам. По словам старожилов, местность, которая прилегает к скале, считается одним из крупнейших в Баргузинской долине мест захоронений бурятских шаманов. Поэтому можно предположить, что на этой площадке сжигались не только дары богам, но и останки погребаемых шаманов.

Культ священных камней

Со второй половины 80-х годов в связи с распашкой земель в Куйтунской степи и переходом от традиционного кочевого хозяйства к земледелию в Баргузинской долине, вновь стал актуальным культ священных камней. Относиться это и к Хээр-Шошого – теперь от него ожидают «покровительства» перед лицом природных явлений, помощи в получении богатого урожая.

Обряды жертвоприношения проводятся ежегодно весной (после окончания посевных работ) и осенью (после уборки урожая). Вокруг южного и восточного подножий Хээр-Шошого имеется крупный плиточный некрополь бронзового века, состоящий из 60 могильников и 2 сторожевых камней (Баргутские могилы). Раньше обряды проводили шаманы или кузнецы (харар), участие в них женщин исключалось. Ныне обряды проводят буддийские священнослужители (сагаагаар), специально приглашаемые руководством полевых бригад.

Существует легенда, что в 1960-х годах строители, приехавшие из Армении, должны были строить каменный зерносклад на Саганурском полевом стане, это в 10 км от Шэнэгэльжина. Для строительства нужны были камни и чтобы везти их было не далеко, они решили взорвать Хээр-Шошого. По словам местных жителей, все, кто участвовал в этом мероприятии, погибли или понесли какой-то существенный урон. В 70-х годах на месте оставляли вещи умерших, можно было видеть много ламских книг. После взрыва не стало «головы» у «сфинкса».