Из Санкт-Петербурга на Байкал и в Баргузинскую долину

Рейтинг: 5 - 1 гол.

Абсолютно пустой берег сурового восточного Байкала и никого вокруг, то, чего мы и хотели. В эту ночь я решил спать в палатке, не то что в машине неудобно, а просто для разнообразия. Ольга как «мерзляк» мою идею не поддержала и осталась в машине. Я поставил палатку, потом нашел поваленную березу — и проблема с дровами была решена, развели костер и стали готовить ужин туриста: картошку с тушенкой.

Байкал

Это был наш первый ужин за поездку, приготовленный на костре. До этого мы питались в придорожных кафе, качество еды очень приличное, по крайней мере, только один раз попалось поганое, и средний счет на двоих 270 рублей. Поужинав, сели наслаждаться тишиной, покоем и заслуженным отпуском, под мерный плеск волн Байкала. В общем, то, о чем мы и мечтали, полное умиротворение, расслабленность и еще пол-отпуска впереди.

Эй, видать, не холодно. 🙂

Камень «Кресло».

Ночью было холодно, и зимний костюм «Врача скорой помощи» очень пригодился Оле.

Вот и пригодилась тушенка.

На следующий день нас ждал Усть-Баргузин с его паромной переправой, дорога до него просто убита в хлам, по-моему, даже в Баргузинской долине она лучше, хотя кусками она делается, но после Горячинска остался кусок грунтовки смесь ям и «стиральной доски». Но худо-бедно мы доехали до Усть-Баргузина.

Баргузинский район. Переправа в Усть-Баргузине

95 бензин с заправок исчез полностью, у меня с собой была 20-литровая канистра, заправленная еще в Санкт-Петербурге, но ее все равно бы не хватило бы, и я залил полный бак 92 по 26,5 р. — самый дорогой бензин в путешествии. Мне показалось, на 92 машина едет чуть похуже, а может, это самовнушение.

Святое место по дороге в Усть-Баргузин.

Усть-Баргузин.

На первый паром мы не поместились.

Противоположный берег.

Пообедав позами и купив рыбы около паромного причала, мы встали в очередь из пяти машин, но на первый паром не поместились, так как приехал маршрутный ПАЗик, две маршрутки, и одна машина была с лодкой в прицепе. На втором, заплатив 30 рублей, переправились на другой берег реки Баргузин.

Как я понимаю, нам повезло, по приезду, читая отзывы, узнал, что на данной переправе доходит чуть ли не до драк. Вот мы почти и у цели, проехали по грунтовке до Баргузина и дальше. А вот и она, сама долина, дорога, конечно, дрянного качества, но нам не привыкать, потихонечку едем, иногда выходя снимать понравившиеся виды.

Набежали тучи, но как-то быстро исчезли.

Янжима

Погода поменялась в лучшую сторону, на улице было где то 22-24 градуса, по сравнению с побережьем Байкала, можно считать жара. А по звонкам друзей и родственников из Санкт-Петербурга, где было 33-37, то вроде как и холодно. По дороге посетили буддийский храм и святой камень рядом с ним.

В этот день в планах было доехать до Курумкана, но из-за частых остановок для фотографирования и просто чтобы полюбоваться природой, мы так до него и не дотянули. Начало вечереть, мы свернули с дороги направо в поле, и стали поближе к лесу на ночевку.

Вокруг было много поваленных берез, с дровами не было никаких проблем, я даже перестарался и притащил их слишком много. Ужин опять у нас был походный, уже не помню то ли гречка, то ли картошка с тушенкой и омуль холодного копчения с «Жигулевским» пивом из Читы.

Котелок попал в кадр :).

Алька помогает собирать дрова.

А теперь просит за это награду.

А вот и омуль.

Ну будет награда-то или нет? 🙂

Доела остатки ужина из котелка. Теперь можно и «охранять» :).

С утра просыпаюсь от того, что вокруг происходит что-то не понятное. Как будто стадо слонов бегает. Оказалось, что заночевали мы на пастбище коров и лошадей. Выйдя из машины, разогнал наглых коров, которые бесцеремонно бродили по нашему импровизированному лагерю.

Попытался покормить лошадей хлебом, но ничего не вышло, так как взрослые не подходили ближе, чем на два метра, и отгоняли любопытных жеребят. Оля пыталась кормить корову, но тоже ничего не вышло, потому что тут же к корове бежала собака, и она убегала, не знал, что коровы умеют быстро бегать.

Собака, увидев лошадей в первый раз, пыталась с ними то ли поиграть, то ли, вспомнив свое пастушье предназначение, решила их согнать в стадо, но они ее испугались и унеслись всем табуном на другой конец пастбища.

Оля пытается покормить корову, которую я с утра прогнал.

Собрав вещи, мы поехали в Курумкан, у нас кончались наличные деньги, а от карт «Сбербанка» толку в тех местах мало. Да и от самого «Сбербанка» тоже, потому что в отделении с карты тоже нельзя было получать наличку. Пришлось снять 3 000 рублей в банкомате другого банка, хорошо хоть он там был.

Пообедав и заправившись, по асфальтовой дороге мы поехали дальше в п. Алла. Правда, через примерно двадцать километров асфальт кончился, и началась до боли знакомая грунтовка «стиральная доска».

А на фото дорога даже красивая.

Вот такие зверки постоянно норовят выскочить под колеса.

Долина, вид сверху, дальше стало тяжеловато карабкаться в гору.

Алла

Где-то к обеду мы добрались до д. Алла, грунтовка переходила из состояния «очень убитая» во вполне нормальную дорогу, где можно было ехать и 80 км\ч. Перед самой деревней начался кусок с камнями, и скорость передвижения значительно снизился. После въезда в деревню стоит указатель налево с надписью «Турбаза «Алла» — 7 км», туда мы и завернули.

Дорога к «Алле».

Набираем воду.

Проехали мимо ручья, заодно на всякий случай наполнили канистру. Места вокруг красивейшие, равнина с небольшими валунами, а на горизонте горный хребет. Жаль, что фото не передают полной красоты тех мест. Да и фотоаппараты у нас — две «мыльницы», в плане перед поездкой была покупка нового фотоаппарата, но финансов хватало только на поездку, и покупка была отложена.

Дорога часто разветвляется, но главную из них все равно видно, ближе к горам стали попадаться большие камни, и ехать приходилось осторожнее, чтобы ни поймать такой булыжник подвеской или картером. Дальше пошел небольшой перевал в гору, мы уже думали, что не туда едем, потому что дорога пролегала через лес и стала худшего качества. Сначала нам попались навстречу два «Лэнд-крузера», с которыми мы еле разъехались и мы решили, что мы на верном пути, и каждая дорога куда-нибудь рано или поздно приводит.

Еще чуть-чуть и перед нами появились ворота с надписью «Добро пожаловать». Заехав внутрь, мы нашли хозяина, договорились насчет жилья, комната обошлась нам в 600 рублей на двоих. Чистенькая комната с протопленной печкой и постельным бельем. Припарковали машину. И пошли осматривать окрестности. Сама база расположена на пригорке, вниз к реке ведет деревянная лестница.

Фотография не передает реальной высоты. На самом деле намного выше.

А внизу протекает очень живописная горная речка. Я не помню ее название, а под рукой сейчас нет карты. Когда мы приехали туда, то оказались первыми клиентами, за нами приехала Honda Fit с семейством из Читы, но они не стали останавливаться и уехали, а вечером приехало две машины с Новосибирска «Паджерик» и «X-trail».

Вид с базы отдыха.

Далее мы решили сходить к водопаду, на который указывает указатель с надписью «Водопад 3 Км». Переодев обувь, были в босоножках, поменяли на кроссовки, пошли по лесной тропинке вдоль реки в сторону водопада. Правда пропустили поворот и прошли еще километра три, но потом вернулись обратно и все же нашли водопад, хотя он на противоположной стороне реки, на момент нашего посещения было мало воды и особого впечатления он на нас не произвел, зато виды по пути были просто отличные.

Наверное, это место мне понравилось больше всех остальных, в которых мы были за свою поездку. Фото наших поисков водопада.

А вот и цель нашей прогулки.

После возвращения с прогулки, мы пошли купаться в горячем источнике, который находится около самой базы отдыха при спуске к реке. Сам источник бьет из-под земли, вокруг него построен сруб, и еще он обнесен бетонной коробкой, но бетонное строение уже ветхое, а сам сруб вполне ничего. Внутри помещения сделан бассейн, где-то два на два метра, через который и протекает горячая вода из источника. Поставлены деревянные лавки, есть крючки для одежды.

Вода имеет большое содержание сероводорода, и поэтому пахнет стухшими яйцами, но при этом имеет лечебный эффект. Температура внутри самой «бани» за счет пара от бассейна тоже достаточно высокая, не парилка, конечно, но тепло. Глубина самого бассейна маленькая, если сидишь на дне, то вода доходит до шеи. Сама вода очень горячая, вечером она была разбавлена, и я залез без проблем.

А вот с утра я не смог залезть в неразбавленную воду и пошел подливать холодненькой, для этого снаружи бани выведена железная труба, которая опускается в проточную воду реки. А у Ольги хватило духа посидеть и в неразбавленном источнике.

У меня после принятия данной ванны состояние было как после хорошей бани. Я вышел из «парилки» и сел на скамейку на крыльце бани, заранее в проточной воде у меня остужалась бутылочка пива, которая к моему возвращению имела температуру как из холодильника. И стал наслаждаться расслабленным состоянием, закатом, журчанием горной реки и холодным пивом.

На базе есть столовая и можно заранее заказывать завтрак, обед или ужин, но мы отказались и приготовили ужин на костре. Сегодня мы за все путешествие спали первый раз в кроватях и, можно сказать, что после бани.

Наутро познакомились с экипажем «Паджерика». Их путь лежал в Монголию, и они ждали визы, которые оформлялись в Улан-Удэ. Они предложили нам съездить до Умхэя, где есть еще одни горячие источники. Они поехали налегке, так как собирались вернуться, а мы остались собирать вещи, наш путь лежал обратно в сторону Улан-Удэ, после поездки на Умхэй. Собрав вещи, мы поехали за Вячеславом с супругой, но на нашей машине по грунтовке джип нам было догнать тяжеловато :).

Свернув с главной дороги по указателю, я через полкилометра не заметил лежащий в пыли камень, хорошо скорость была маленькая — удар был достаточно сильный куда-то по центру машины. Осмотр показал, что все обошлось — только чутка погнута «юбка» под радиатором, в общем, ничего криминального.

Умхей

Горячие источники располагаются на острове, к которому ведет брод, через который на легковой машине не переехать, или подвесной мост для пешеходов. Доехав до подвесного моста, мы решили оставить машину и идти пешком, но тут я увидел знакомый джип, переезжающий брод. Я пошел в ту сторону и перехватил Вячеслава прямо на выезде с брода. Он мне сказал, что на острове очень хорошо и домики намного приличнее, чем на базе «Алла». И что через полтора километра есть брод для «пузотерок» :).

Еще немного пообщавшись, мы попрощались, на всякий случай обменялись телефонами и поехали искать брод. Дорога до брода была на самом деле хуже, чем сам брод.

Брод для «пузотерок»:).

Самая крайняя точка нашей поездки Умхэй.

Может, конечно, и условия проживания на Умхэй лучше, но вид вокруг мне больше понравился в «Алле», и на Умхэе гораздо больше народу.

На территории базы отдыха есть горячее озеро, которое тоже питается горячим источником, а так же купальный павильон. Вода как и в источнике п. Алла перенасыщена сероводородом. Мы сначала посидели в павильоне, там вода, конечно, не такая горячая, как в источнике на «Алле». А потом пошли купаться в Озеро, после бассейна вода там кажется просто теплой.

Как написано на плакатах около источников, что принятие данных ванн очень полезно. Помогает при многих болезнях, я запомнил только кожные, аллергические, и гинекологические проблемы, хотя список был намного больше.

Горячий источник Умхэй.

На этом наше знакомство с Баргузинской долиной подходило к концу, это, правда, мы так думали, но не буду забегать вперед. Искупавшись, преодолев брод в обратную сторону, мы выехали в сторону Курумкана. До него мы добрались достаточно быстро, поужинали в кафе и решили, как «самые умные», ехать в объезд парома.

Если верить подробной карте Байкала и Баргузинской долины, купленной на заправке после Гремячинска, а так же нашим двум атласам, то параллельно дороге, по которой мы ехали, идет еще одна в объезд парома.

Вот она и на «Гугле» — та, которая справа. В общем, сворачивая на развилке — мы едем в поселок Топико и далее сворачиваем направо, на «объездную дорогу» — будь она неладна. Кстати, она асфальтовая, но очень узкая, двум легковым еле разъехаться, по бокам растут довольно высокие кусты и трава. Ближе к вечеру, проехав по данной дороге километров 50, мы подъезжаем к мосту. Точнее, непонятному хлипкому сооружению из железнодорожных шпал.

Подъезжаю поближе, передние колеса, где-то в метре от первой шпалы, чтобы посмотреть, возможно ли по нему проехать. И тут кусок асфальта с песком, гравием и землей из-под переднего левого колеса падает вниз, раздается громкий удар и машина встает в крен на левый бок. Первые три секунды одни маты и шок, потом быстро глушу машину.

Выхожу и наблюдаю невеселую картину, переднее левое колесо в пропасти, машина бампером на мосту, и левым порогом на земле — правое колесо на остатках земли держится, и при этом на улице уже темень. Пока «чешу репу» что делать, сзади подъезжает мотоцикл с двумя ребятами лет около 25. Ни слова не говоря, они глушат мотоцикл и начинают мне помогать.

Сначала отодрав кусок перил моста (метра три длинной из бруса) пытаемся, как рычагом, поднять машину, или хотя бы приподнять порог, через некоторое время нам кое-как это удается. Я завожу машину, даю задний ход, надеясь на постоянный 4WD от «Мазды», но провисшее колесо крутится вхолостую, а остальные стоят.

Кстати, я замечал зимой, что в сугробе при парковке задом колеса идут в букс — а передом прешь по снегу, как танк. Не силен я в устройстве полного привода и никаких соображений на это счет у меня нет. Далее пытаемся поднять машину руками, она поднимается, я прыгаю за руль — заднюю и выпрыгиваю на «большую землю». Ребятам огромное спасибо, я даже не спросил, как их зовут, от испытанного шока. Думаю, чем их отблагодарить, хотя они ничего и не просили, и понимаю, что кроме денег ничего не могу предложить. Нашел бумажку 500 р. и отдал одному из них. По-моему, они были очень довольны.

Дальше они объяснили нам, что дорога заброшена, что сбоку этого моста есть брод, а далее река глубокая и мост рухнул десять лет назад. Позже читал отчет ребят на подготовленных джипах, что они даже еле взяли второй брод, а уж нам там делать нечего. Пришлось возвращаться обратно.

Злосчастный мост и наш рычаг передо мной.

В этот день мы решили не ночевать, а добраться ночью до парома в Усть-Баргузине и поспать, просто откинув сидения, пока он не откроется. Так и вышло. С утра мы были вторыми на переправе. И с первым паромом были на другом берегу.

Переправившись, поехали в деревню Максимиха, там немного погуляли по берегу Байкала.

И дальше поехали в Улан-Удэ посмотреть город, в частности знаменитую голову Ленина, и пополнить запасы наличности.

Читайте публикацию полностью на сайте “Дром.ру”.